Наш ослик лежит с опущенной головой и опущенными вниз глазами. Его навострённые ушки, мускулистое тело и передние ноги согнутые в коленях для того что подпереть голову выражают некое беспокойство и напряжение.
Появление этой статуэтки – яркое свидетельство того, что с 1920-х годов, скульптор Макс Эссер (1885-1945) оживил традиции анималистки, созданные в МЕЙСЕН Иоганн Иоахим Кендлером (1706-1775).
Фигуры Макса Эссера –это выдающиеся произведения эпохи арт деко в фарфоровой пластике.
Макс Эссер – один из крупнейших немецких художников-анималистов 20 века. Родился 16 мая 1885 года в городке Барт в Германии, в земле Мекленбург — Передняя Померания. Крупнейший представитель стиля модерн и арт-деко в пластике. Умер 23 декабря 1945 года в Берлине. Был учеником Августа Гауля так же известного скульптора-анималиста. С 1920 года Эссер жил в Мейссене и работал на местной фарфоровой мануфактуре до 1931 года.
Он искал в своих моделях не обаяние индивидуальных живых существ, но воплощение свойств самой природы. Попытка уловить динамику движения и найти способ лаконично и ярко передать его совершенство - в этом суть творческой концепции Эссера.
С 1920 по 1924 год Макс Эссер работает над проектом сервиза «Райнеке-лис» и 75 фигурок к нему для украшения стола.
Одной из таких фигур и является этот осел. Прототипом этой фигурки послужил осел из басни.
У одного богача служили осел и собака.
Эта собака, конечно, была фавориткой хозяйской:
С ним за его же столом сидела она, и питалась
Рыбой и мясом, и даже спала у него на коленях.
Лучшим куском благодетель ее баловал, а собака
Мило виляла хвостом перед ним и усердно лизалась.
Болдевин видел удачу собаки — и в сердце ослином
Горечь все больше кипела: «Подумал бы только хозяин:
Что он так возится с этой ленивой, никчемною тварью!
Та перед ним только скачет и руки и бороду лижет,
Мне же приходится вечно работать, таскаться с мешками!
Пусть он с пятью иль с десятком собак попытается сделать
Даже и за год все то, что я успеваю за месяц!
Чем только эту подлизу не кормят! А мне — лишь солома.
Сплю я на голой земле, а когда меня гонят с поклажей
Или верхом на мне едут, еще надо мной же смеются.
Хватит! Я понял, чем надо заслуживать милость хозяев!»
Только подумал он это, хозяин ему повстречался.
Хвост осел тут задрал, вскочил на дыбы, и запрыгал
Перед хозяином он с неистовым визгом и ревом,
Бороду начал лизать ему, мордой к щеке прижиматься
Стал на собачий манер, — набил ему несколько шишек.
В страхе пустился хозяин бежать и кричит: «Он взбесился!
Люди! Убейте осла!» Хватил тут хороших побоев,
Слугами в стойло был загнан осел — и ослом он остался.
Есть и поныне такие в ослиной породе: их мучит
Зависть к чужому успеху, а сами — ничем остаются.
Стоит, однако, им выскочить в крезы, получится то же,
Что со свиньей, хлебающей ложкой бульон из тарелки.
Именно так, и не лучше. Раз ты осел, то таскаться
Должен с мешками, питаться репейником, спать на соломе.
Станешь иначе с ослом обращаться — его не исправишь.
у, а дорвется до власти осел — тут пишите пропало:
Было б ослам хорошо — плевать им на общее благо!
Наш ослик настолько озабочены тем, что он всего лишь вьючное животное, что он унылоподпирает свою тяжелую голову передней ногой. Эта грусть так ярко выражена в статуэтке, что мы ощущаем сочувствие и симпатию к этому ослику. Осел, может быть , является жертвой в творчестве Гете, но как мастерски исполненная фарфоровая статуэтка станет любимым объектом для коллекционера и не только.