Чай был известен в Японии еще до эпохи Камакуры (1185- 1338гг.), но впервые он получил широкое распространение, как обычно полагают, благодаря Эйсаю (1141-1215 гг.), учителю Дзэн, который привез семена чая 2из Китая и занялся его культивацией на монастырском земельном участке, принадлежащем его другу. Он считал, что чай обладает определнными лекарственными свойствами и с успехом может применяться при лечении многих болезней. По всей видимости, он me учил тому, как следует руководить чайной церемонией, принципы которой он, вероятно, подметил в Дзэн-буддистских монастырях Китая. Чайная церемония - это своего рода прием, устраиваемый в монастыре в честь посетителей, или угощение, которое иногда устраивается для самих монахов. Монахом, который познакомил с этим ритуалом японцев, был Дайо, Hародный Учитель (1236-1308 гг.). Это произошло полвека спустя после Эйсая. После Дайо несколько монахов стали мастерами этого искусства, и, наконец, Иккю (1394-1481 гг.), известный настоятель Дайтокудзи, обучил технике чайной церемонии одного из своих учеников, Суко (1422-1481 гг.), художественный гений которого развил ее и с успехом приспособил к вкусу японцев. Таким образом, Суко стал основоположником чайной церемонии и обучил ее искусству Асикагу Есимацу (1435-1490 гг.), сгуна, который был великим покровителем искусства. Чайная церемония самое полное и совершенное выражение восточной эстетики, по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В ней соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего Востока. Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка, доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной философии. Чайная церемония - сложное и достаточно многоплановое действие, реализуемое прежде всего через ритуал. В свою очередь следование ритуалу требует соответствующего душевного настроя и, так сказать, материального, обеспечения. Только в таких условиях возможно достижение цели чайной церемонии постижение ее участниками "вкуса дзена" и "вкуса чая. Организация чайного действа начинается с приглашения гостей. Основополагающим принципом этого первого акта, а за ним и всех остальных, является удовлетворение желаний других, подлаживание под настроение других и даже за счет собственных чувств и симпатий. Это правило базируется в первую очередь на почитании. Устроитель чайной церемонии, хозяин, должен тщательно обдумать список приглашаемых гостей. Особое внимание уделяется выбору главного гостя. Это должен быть уважаемый человек, хорошо знающий ритуал, поскольку именно главный гость начинает все ритуальные действия, которые надлежит выполнить гостям. Чайная церемония тесно связана с Дзэном в сохранении духа, которым она пропитана. Этот дух, с эмоциональной точки зрения, выражается в "гармонии" (ва), "благоговении" (кэй), "чистоте" (сэй) и "умиротворнности" (дзаку). Эти четыре элемента необходимы для доведения этого искусства до совершенства.